Тематика докладов – популяризация научных знаний.
Доклад носит реферативный характер. Важна самостоятельность в процессе выполнения.
Основная цель - научить школьников
1) готовить содержательные интересные доклады,
2) хорошо публично выступать.
Зачётный комплект материалов:
1. Компьютерная презентация.
2. Предзащита с руководителем проекта.
3. Собственно доклад на публике.
Сроки:
до 5 декабря – формирование и обнародование банка тем докладов;
5 декабря – 12 декабря – выбор тем и руководителей всеми учащимися;
14 декабря – 24 декабря – лекция по проведению работы и искусству презентации;
12 декабря – 30 апреля – подготовка докладов и их предзащита;
26 мая – 3 июня – публичная защита докладов.
Восьмиклассник определяется с темой и не позднее 12 декабря сообщает о ней классному руководителю.
С этого момента у каждого восьмиклассника появляется персональный консультант, который будет работать с ним в течение года.
Тему можно выбирать не только из предложенных тем учителем, что преподает в классе и параллели.
Можно использовать темы прошлых лет и обратиться к учителю, преподающему в других классах.
Можно в разговоре с Вашим педагогом предложить свою тему.
Одну тему вместе могут разрабатывать максимум 2 человека. Работа должна быть готова и пройти предзащиту до конца апреля.
От заключительного выступления освобождаются восьмиклассники, представившие свою работу в течение года на лицейской конференции им. Бега и конференциях более высокого уровня.
В течение декабря для лицеистов будет прочитана лекция по искусству презентации.
Когда работа лицеиста готова, происходит её предзащита на соответствующем уроке или непосредственно с научным руководителем.
Все предзащиты должны пройти в январе - апреле.
В мае восьмиклассники с уже готовыми докладами завершают учебный год.
В июне по завершении итоговых работ происходит праздничное мероприятие на целый день (с приглашением родителей): защита докладов.
Темы докладов будут добавлены в течение недели. Задавайте вопросы Вашим преподавателям.
Павел Витальевич Бибиков. Математика.
1. Почему радуга круглая?
2. Почему бассейны кажутся мелкими?
3. Почему в пустыне бывают миражи?
4. Почему прогноз погоды неточен?
5. Почему придумали григорианский календарь?
6. Почему географические карты врут?
7. Почему реактивные самолеты не падают?
8. Почему Колумбу не разрешили плыть в Индию?
9. Почему Кеплер перепутал эллипс с окружностью?
10. Почему галактики во Вселенной расположены неслучайно?
11. Почему в экономике бывают кризисы?
Юлия Борисовна Петрухина. Русский язык и литература.
1. Стихотворные размеры.
2. Основные средства художественной выразительности.
3. Универсальный план анализа художественного произведения.
4. Основные средства создания образа литературного героя.
5. Главные и второстепенные члены предложения и разновидности.
Ольга Владиславна Викулова. Английский язык.
Индивидуальный проект «Книга на английском языке» (письменно - на английском и на русском языках, устно – на английском языке, обязательна компьютерная презентация в Power Point). Подробнее.
Марина Борисовна Клюева. Английский язык.
1. Influence of mobile phones on their users.
2. The Internet! Does it have only Pros?
3. The artificial intelligence.
4. Fast food: to eat or not to eat?
5. The way modern life influences the health of teenagers.
6. Two capitals-one war (London-Moscow).
7. The mystery of the great Pyramid in terms of Mathematics.
8. Cultural symbols and stereotypes of Russia, Britain and the USA.
9. The differences beetween English and Russian schools.
10. Problems of the young. Is it easy to be young?
11. American English is English in the future.
12. Borrowings in the English language.
Йога как культурный феномен.
Игровые виды спорта, как средство формирования характера и воспитания морально-волевых качеств. На примере баскетбола.
Михаил Михайлович Голодняк. Физика.
1. Почему не тонет жук-водомерка? Изготовить действующую модель и установить влияние ключевых параметров на «плавучесть» жука.
2. Водяные часы. Изготовить и проградуировать часы, основанные на вытекании жидкости из воронки.
3. Почему и как сплющивается пластиковая бутылка в холодильнике?
4. Говорят, что тепловой двигатель превращает тепло в работу. А как он это делает? Изготовить действующую модель и по возможности определить ее КПД.
5. Обязана ли собирающая линза быть выпуклой? Если да, почему? Если нет, изготовить невыпуклую собирающую линзу.
6. Определить фокусное расстояние рассеивающей линзы.
7. Свет и тень: верны ли законы геометрической оптики?
Анна Михайловна Критченкова. Физика.
1. теория большого взрыва. жизнь в мире и антимире.
2. электрическое и магнитное поле. как увидеть невидимое?
3. хроматография. как передвигать нарисованное по бумаге?
4. вольт-амперная характеристика. почему горит лампочка?
5. изучение аморфного тела. температура плавления шоколада.
6. деформация твердого тела. когда верен закон Гука?
7. преломление света. что можно назвать тонкой линзой?
8. электроника. спаяй себе сигнализацию!
Александр Кириллович Ковальджи. Математика.
2. При игре в КРЕСТИКИ-НОЛИКИ есть мощная оборонительная стратегия в виде сетки ходом коня, внутри которой нигде нельзя поставить 5 знаков в ряд. Интересно узнать, для каких N есть сетки, которые не допускают построения N знаков в ряд?
3. Есть игра – рисовать фигуры, НЕ ОТРЫВАЯ РУКИ и не проводя один участок два раза. Оказывается, любую систему зацепленных окружностей можно нарисовать, не отрывая руки. Интересно найти алгоритм такого рисования и, в идеале, научить компьютер прокладывать такой маршрут.
4. Известны 11 РАЗВЕРТОК КУБА на плоскость. Хотелось бы найти все трехмерные развертки четырехмерного куба. Мною придуман довольно простой алгоритм, как отличать развертки от неразверток. Хотелось бы написать программу, которая нашла бы и нарисовала все эти развертки.
5. ТОНКИЕ ОШИБКИ. Есть подборка задач с красивыми ошибками. Хотелось бы сделать презентацию на эту тему.
6. ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ сшит из черных 5-угольников и белых 6-угольников. Каждый 5-угольник граничит только с 6-угольниками, а каждый 6-угольник граничит с тремя 5-угольниками и тремя 6-угольниками. Сколько может быть граней у такого мяча?
7. ОБОБЩЕНИЕ ЗАДАЧИ ЭЙЛЕРА. Купец раздавал сыновьям наследство. Первому дал 1 тыс. руб. и 1/10 остатка, второму дал 2 тыс. руб. и 1/10 остатка, последнему дал n тыс. руб. и 1/10 остатка. После этого денег не осталось. Сколько денег получил каждый?
8. ПАРАДОКСЫ ГОЛОСОВАНИЙ. Есть красивые и поучительные примеры парадоксов голосований. Хотелось бы их хорошо представить для публики.
9. Докажите, что равновеликие КУБ И ТЕТРАЭДР не равносоставлены. (Ослабленный вариант третьей проблемы Гильберта).
10. Прямоугольник разрезан на ПРЯМОУГОЛЬНИЧКИ, у которых есть хотя бы одна целая сторона (длина стороны - целое число). Докажите, что у исходного прямоугольника тоже есть хотя бы одна целая сторона. Есть красивые решения, которые нуждаются в красивой презентации.
11. Докажите, что у выпуклого (10N)-ГРАННИКА найдутся n граней с одинаковым числом сторон.
12. ТАНГРАМ. Очень нужна программа, которая позволит мышкой собирать фигуры танграма, а потом сохранять картинки в виде картинок.
13. ТЕОРЕМА ШАЛЯ, Круг разрезали на две одинаковые части. Докажите, что линия разреза проходит через центр круга. А если разрезали квадрат? Сделать красивую презентацию решения задачи.
14. ЦЕНА ТЕСТА. В «Квантике» была замечательная статья о вероятности ошибок тестирования болезней. Если нам известны цены теста, лечения собаки и цена собаки, вероятности ошибок, то какова оптимальная цена теста?
Леонид Евгеньевич Перлов. География.
Карта мира до 1 мировой войны и современная карта мира.
Новейшая тектоника - прогноз рельефа Русской равнины.
Береговая линия России и глобальное потепление.
Мегалополисы - что это такое?
Геоэкология: леса уходят в прошлое.
Мусорные острова в океане: образование, состав, миграция.
Москва: кольца роста. Москва в 2050 году.
Палеонтология и палеогеография.