Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/h901106429/sch2.ru/docs/templates/vv_sch2/index.php on line 4
Лицей "Вторая школа" - Интервью с зав.кафедры математики П.В.Бибиковым - Страница 2 Система Orphus
  Сайт второшкольников
Написать
письмо

Содержание материала

Павел Витальевич, математические классы “Второй школы” успешно существуют уже больше 50 лет. Как изменились методы преподавания математики за последние десятилетия? Какие математические дисциплины и на каком уровне преподаются в Лицее сейчас?

В Лицее "Вторая школа" мы стараемся объединять и устоявшиеся традиции обучения математике, и современные подходы и концепции. Математические предметы разделены на три основных блока: алгебра, геометрия и практикум по решению задач. Курсы алгебры и геометрии преподаются на более глубоком уровне, чем того требует обычная программа; в работе используются авторские материалы учителей.

Вы упомянули Практикум. Что это за предмет?

В младших классах (6-8) практикум по решению задач посвящен формированию у школьников умения логически мыслить и строить рассуждения в казалось бы незнакомых ситуациях. Основной для этого являются как классические олимпиадные приемы (принцип Дирихле, рассуждения с конца, индукция и т.д.), так и целые курсы, изложение которых строится, начиная с основ, и которые впоследствии развиваются до достаточно сложных теорий.

В старших классах практикум по решению задач дает возможность познакомиться с разделами математики, которые не входят в обычную школьную программу, но очень полезны для формирования математической культуры: цепные дроби, числа Каталана, производящие функции, проективная геометрия и геометрия Лобачевского и т.д.

Также в рамках практикума по решению задач проводится подготовка школьников к математическим олимпиадам высокого уровня: олимпиаде Эйлера, Всероссийской олимпиаде школьников и др.

Есть ли возможность у лицеистов обучаться по индивидуальным траекториям?

Такая возможность в Лицее реализована: начиная с 9 класса практикум по решению задач преподается по стратам, на которые школьники делятся исходя из своих предпочтений и интересов. Те, кто хотел бы продолжить интенсивную подготовку к олимпиадам, обучаются в олимпиадной страте; с ними также работают выпускники Лицея - победители и призеры Всероссийских олимпиад. Те, кто хочет дальше изучать математические сюжеты, не входящие в обычную программу, учатся в традиционной страте. Для тех, кто хотел бы готовиться к успешному выступлению на перечневых олимпиадах, есть перечневая страта.

В 10 классе к системе страт добавляется линейка профилей, которая включает в себя уже не только математический профиль, но и профили по физике, информатике и экономике. При этом ребята имеют возможность заниматься, например, в профиле с углубленном изучением информатики и одновременно готовиться к олимпиадам в рамках олимпиадной страты.

Какие еще дополнительные занятия по математике Лицей предлагает своим заинтересованным ученикам?

Со школьниками ведется научно-исследовательская работа: ребята готовят научные тексты, публикуют их в математических журналах, выступают на семинарах и конференциях. Примеры таких работ можно найти здесь: https://www.sch2.ru/metodicheskaya-rabota/3368-nauchnaya-rabota

Ученики Лицея активно участвуют в выездных мероприятиях и турнирах. Летом проводится Летняя многопредметная школа, куда приезжают ведущие учителя математики Москвы, а также приглашенные тренеры сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде по математике.

Ну и хотелось бы сказать о результатах, которые достигают наши лицеисты.
В течение последних 3 лет наши ученики более 50 раз становились победителями и призерами Всероссийской олимпиады, четыре школьника были кандидатами в сборную России на Международной математической олимпиаде, а двое ребят --- Антон Садовничий и Андрей Шевцов --- стали серебряными медалистами Международных олимпиад 2020 и 2021 г. соответственно.

Что бы Вы хотели сказать тем, кто только готовится поступать в Лицей?

Поступление в сильную школу - огромный стресс, он сопоставим со стрессом, который испытывают выпускники. А ведь поступают совсем маленькие дети, 5-6 класс…Я рекомендую настроиться на процесс поступления максимально спокойно, побольше отдыхать, высыпаться и не думать, что неудача на экзаменах - это какой-то необратимый провал. Результаты, показанные на вступительных экзаменах, зачастую никак не связаны с тем, как школьник будет развиваться дальше.

Я бы посоветовал сконцентрироваться на долгосрочных целях: получении качественного базового образования, осознанной специализации и развитии в выбранном направлении и т.д. Чтобы краткосрочные цели в виде поступления не перечеркнули цели гораздо более важные.

Закончу двумя известными цитатами: “Не место красит человека, а человек место” и “Хорошие люди получаются отовсюду”. Желаю вам удачи прежде всего на вашем дальнейшем жизненном пути!