Павел Витальевич, математические классы “Второй школы” успешно существуют уже больше 50 лет. Как изменились методы преподавания математики за последние десятилетия? Какие математические дисциплины и на каком уровне преподаются в Лицее сейчас?
В Лицее "Вторая школа" мы стараемся объединять и устоявшиеся традиции обучения математике, и современные подходы и концепции. Математические предметы разделены на три основных блока: алгебра, геометрия и практикум по решению задач. Курсы алгебры и геометрии преподаются на более глубоком уровне, чем того требует обычная программа; в работе используются авторские материалы учителей.
Вы упомянули Практикум. Что это за предмет?
В младших классах (6-8) практикум по решению задач посвящен формированию у школьников умения логически мыслить и строить рассуждения в казалось бы незнакомых ситуациях. Основной для этого являются как классические олимпиадные приемы (принцип Дирихле, рассуждения с конца, индукция и т.д.), так и целые курсы, изложение которых строится, начиная с основ, и которые впоследствии развиваются до достаточно сложных теорий.
В старших классах практикум по решению задач дает возможность познакомиться с разделами математики, которые не входят в обычную школьную программу, но очень полезны для формирования математической культуры: цепные дроби, числа Каталана, производящие функции, проективная геометрия и геометрия Лобачевского и т.д.
Также в рамках практикума по решению задач проводится подготовка школьников к математическим олимпиадам высокого уровня: олимпиаде Эйлера, Всероссийской олимпиаде школьников и др.
Есть ли возможность у лицеистов обучаться по индивидуальным траекториям?
Такая возможность в Лицее реализована: начиная с 9 класса практикум по решению задач преподается по стратам, на которые школьники делятся исходя из своих предпочтений и интересов. Те, кто хотел бы продолжить интенсивную подготовку к олимпиадам, обучаются в олимпиадной страте; с ними также работают выпускники Лицея - победители и призеры Всероссийских олимпиад. Те, кто хочет дальше изучать математические сюжеты, не входящие в обычную программу, учатся в традиционной страте. Для тех, кто хотел бы готовиться к успешному выступлению на перечневых олимпиадах, есть перечневая страта.
В 10 классе к системе страт добавляется линейка профилей, которая включает в себя уже не только математический профиль, но и профили по физике, информатике и экономике. При этом ребята имеют возможность заниматься, например, в профиле с углубленном изучением информатики и одновременно готовиться к олимпиадам в рамках олимпиадной страты.
Какие еще дополнительные занятия по математике Лицей предлагает своим заинтересованным ученикам?
Со школьниками ведется научно-исследовательская работа: ребята готовят научные тексты, публикуют их в математических журналах, выступают на семинарах и конференциях. Примеры таких работ можно найти здесь: https://www.sch2.ru/metodicheskaya-rabota/3368-nauchnaya-rabota
Ученики Лицея активно участвуют в выездных мероприятиях и турнирах. Летом проводится Летняя многопредметная школа, куда приезжают ведущие учителя математики Москвы, а также приглашенные тренеры сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде по математике.
Ну и хотелось бы сказать о результатах, которые достигают наши лицеисты.
В течение последних 3 лет наши ученики более 50 раз становились победителями и призерами Всероссийской олимпиады, четыре школьника были кандидатами в сборную России на Международной математической олимпиаде, а двое ребят --- Антон Садовничий и Андрей Шевцов --- стали серебряными медалистами Международных олимпиад 2020 и 2021 г. соответственно.
Что бы Вы хотели сказать тем, кто только готовится поступать в Лицей?
Поступление в сильную школу - огромный стресс, он сопоставим со стрессом, который испытывают выпускники. А ведь поступают совсем маленькие дети, 5-6 класс…Я рекомендую настроиться на процесс поступления максимально спокойно, побольше отдыхать, высыпаться и не думать, что неудача на экзаменах - это какой-то необратимый провал. Результаты, показанные на вступительных экзаменах, зачастую никак не связаны с тем, как школьник будет развиваться дальше.
Я бы посоветовал сконцентрироваться на долгосрочных целях: получении качественного базового образования, осознанной специализации и развитии в выбранном направлении и т.д. Чтобы краткосрочные цели в виде поступления не перечеркнули цели гораздо более важные.
Закончу двумя известными цитатами: “Не место красит человека, а человек место” и “Хорошие люди получаются отовсюду”. Желаю вам удачи прежде всего на вашем дальнейшем жизненном пути!