ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Наука на английском»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Наука на английском» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.
Актуальность Программы
Развитие интеллектуальных способностей – одна из составляющих общего развития младших школьников. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие аналитических способностей, логического мышления и научного воображения учащихся, навыков исследования, формирование элементов и алгоритмической грамотности.
Данная Программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами науки, выходящими за рамки школьной программы, расширить представление о современной науке и изучении естественнонаучных предметов в англоязычных странах. Решение и обсуждение на английском языке качественных научных задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес у детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Педагогическая целесообразность Программы
Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к физике, химии, геологии, английскому языку, способствует развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики, правильному применению научной и математической терминологии, в том числе на английском языке. Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к науке и английскому языку.
Отличительные особенности Программы
Содержание Программы соответствует познавательным возможностям обучающихся данной возрастной категории и позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Обучение не только началам естествознания, но и английскому языку- ведущая идея Программы, направленная на усиление общекультурного звучания естественнонаучного образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание Программы ориентировано на формирование у обучающихся умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, логику, научиться научно мыслить и выражать свои мысли на английском языке.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: прививать интерес к занятиям наукой и английскому через успешное решение и обсуждение задач повышенной трудности, формировать основы логического мышления, пространственного воображения.
Задачи Программы:
Обучающие:
- обучать основным приемам решения качественных физических и химических задач;
- формировать навыки грамотной речи, в том числе на английском языке;
- обучать правильному применению научной терминологии;
- обобщать опыт применения полученной информации;
- обучать основам постановки научного эксперимента.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
- воспитывать ценностное отношение к знаниям, интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели.
Развивающие:
- развивать речь - родную и английскую, применять терминологию для описания объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях;
- развивать потребности узнавать новое, стремиться использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни;
- развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и, таким образом, обогащать исследовательский опыт.
Категория обучающихся
Программа предназначена для детей 10 – 11 лет с повышенной мотивацией к естественнонаучным предметам и английскому языку.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 7 месяцев обучения, 40,5часов.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы
обучающиеся будут знать:
- Научные термины на английском языке;
- способы решения качественных научных задач;
- Методы логического размышления;
- основные принципы научнойработы;
обучающиеся будут уметь:
- Определять наиболее эффективные способы решения задач;
- решать текстовые задачи повышенной трудности;
- Понимать английскую речь в объеме, необходимом для решения задач;
- выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре;
- исследовать, распознавать и изучать явления природы;
- работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами;
- представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- самостоятельно принимать решения;
обучающиеся будут владеть:
- основами логического мышления, пространственного воображения и научной речи, в том числе на английском языке;
- начальным опытом применения научных и общекультурных знаний для решения познавательных и практических задач;
у обучающихся будут развиваться:
- коммуникативные навыки;
- самодисциплина;
- навыки работы в команде.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Количество часов: |
Формы аттестации /контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие, тест |
1,5 |
1 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
2. |
Что изучают ученые |
12 |
6 |
6 |
|
2.1. |
Вопросы науки |
1,5 |
1 |
0,5 |
Решение качественных задач |
2.2. |
История науки |
1,5 |
0,5 |
1 |
Игра |
2.3. |
Научный эксперимент, химия |
1,5 |
0,5 |
1 |
Эксперименты |
2.4. |
Исаак Ньютон |
1,5 |
0,5 |
1 |
Педагогическое наблюдение |
2.5. |
Законы Ньютона |
1,5 |
1 |
0,5 |
Викторина |
2.6. |
Всемирное тяготение- путешествие на Марс |
1,5 |
0,5 |
1 |
Решение практических задач |
2.7. |
Сила трения-за и против |
1,5 |
1 |
0,5 |
Тест |
2.8. |
Волшебство силы инерции |
1,5 |
1 |
0,5 |
Творческая работа |
3. |
Открытия Архимеда |
6 |
3 |
3 |
|
3.1. |
Интеллектуальная разминка |
1,5 |
1 |
0,5 |
Научная игра |
3.2. |
Золотая корона |
1,5 |
0,5 |
1 |
Решение практических задач |
3.3. |
Что тяжелее |
1,5 |
1 |
0,5 |
Практическая работа |
3.4. |
Водолазы и ватерлиния |
1,5 |
0,5 |
1 |
Практическая работа |
4. |
Интересные задачи науки |
15 |
7,5 |
7,5 |
|
4.1. |
Что внутри Земли? |
1,5 |
1 |
0,5 |
Педагогическое наблюдение |
4.2. |
Как летают ракеты. Скорость света |
1,5 |
1 |
0,5 |
Творческая работа |
4.3. |
Кто как слышит |
1,5 |
1 |
0,5 |
Тестирование |
4.4. |
«Вечные» двигатели |
1,5 |
0,5 |
1 |
Решение практических задач |
4.5. |
«Сверхчеловек» и задачи биологии |
1,5 |
1 |
0,5 |
Практическая работа |
4.6. |
Прав ли Эйнштейн? |
1,5 |
0,5 |
1 |
Практическая работа |
4.7. |
Оптические иллюзии |
1,5 |
0,5 |
1 |
Эксперименты |
4.8. |
Прошлое и будущее нефти и газа |
1,5 |
0,5 |
1 |
Практическая работа |
4.9. |
На стыке наук |
1,5 |
1 |
0,5 |
Тестирование |
4.10. |
«Неделимый» атом |
1,5 |
0,5 |
1 |
Решение задач |
5. |
Задачи,развивающие внимание, аналитику и способность работать в команде |
4,5 |
2 |
2,5 |
Решение практических задач |
5.1. |
Задачи на поиск закономерности |
1,5 |
1 |
0,5 |
Решение практических задач |
5.2. |
Эксперимент в группе |
1,5 |
0,5 |
1 |
Решение практических задач |
5.3. |
»Суд» над силами природы |
1,5 |
0,5 |
1 |
Игра |
6. |
Итоговое занятие |
1,5 |
0,5 |
1 |
Викторина |
Итого |
40,5 |
20 |
20,5 |
Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности: Наука и жизнь- рассуждения о значении наукив жизни людей и общества. Вводный тест.
Раздел 2. Что изучают ученые
Тема 2.1. Вопросы науки
Теория. Основные проблемы сегодняшней науки
Практика. Решение практических задач.
Тема 2.2. История науки
Теория. Величайшие открытия и изобретения человечества от колеса до компьютерной техники. Истории великих ученых древности.
Практика. Тест «Угадай ученого», игра «Знакомьтесь, Архимед».
Тема 2.3. Научный эксперимент, химия.
Теория. Роль химии в жизни. Химическая реакция. Презентации: делаем газировку сами.
Практика. Обсуждаем результаты эксперимента. Решение практических задач. Игра «Юный химик».
Тема 2.4. Исаак Ньютон
Теория. История жизни Ньютона. Основные открытия. Механика и оптика.
Практика. Эксперименты с линзами. Радуга в стакане воды. Игра «Поездка на старом автобусе»
Тема 2.5. Законы Ньютона
Теория. Законы Ньютона- основные законы механики. Опыты Галилея. Кто лучше прыгает и летает.
Практика. Проведение опыта Галилея с шарами. Викторина- что мы знаем о Ньютоне и основных законах механики.
Тема 2.6. Всемирное тяготение- путешествие на Марс
Теория. Закон Всемирного тяготения. Притяжение Земли и Солнца. Гравитация и ее влияние на жизнь человека.
Практика. Вычисляем вес человека на Марсе и Юпитере. Как преодолеть притяжение Земли. Тест.
Тема 2.7. Сила трения: за и против
Практика. Тест на знания о силе трения. Игра «Если бы сила трения исчезла на Земле». Использование свойств силы трения в повседневной жизни. Торможение и скольжение.
Тема 2.8. Волшебство силы инерции
Теория. Сила инерции в быту. Что значит «преодолеть инерцию»? Загадка железнодорожного вагона.
Практика. Решение качественных физических задач с использованием знаний о действии силы инерции.
Раздел 3. Открытия Архимеда
Тема 3.1. Интеллектуальная разминка
Теория. Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов, интересных загадок на естественнонаучные темы.
Практика. Решение кроссвордов, ответ на вопросы «Почему зимой реки не промерзают до дна?», «Почему самое большое животное Земли живет в воде?
Тема 3.2. Золотая корона
Практика. Игры: «По закону Архимеда», «Где легче плавать?», викторина на знание закона Архимеда. Решение качественных задач на основе закона Архимеда в жидкостях и газах.
Тема 3.3. Что тяжелее
Теория. Вес предметов в различных обстоятельствах. Взвешивание под водой. Действие закона Архимеда в газах.
Практика. Решение качественных физических задач на действие закона Архимеда в жидкостях и газах.
Тема 3.4. Водолазы и ватерлиния
Теория. Перевозки грузов морскими и речными судами. Ватерлиния. Почему железный корабль не тонет?
Практика. Решение качественных физических задач. Игра «Пираты Карибского моря».
Раздел 4. Интересные задачи науки
Тема 4.1. Что внутри Земли
Теория. Земля- наша родная планета. Геоид. Оболочка, мантия, ядро Земли. Бурение скважин и другие способы исследования. Достижения Российской науки.
Практика. Обсуждение в группе задач, стоящих перед исследователями Земли и пользователями недр нашей планеты.
Тема 4.2. Как летают ракеты. Скорость света
Теория. Самолеты, ракеты, реактивные двигатели. Предельно возможные скорости движения и скорость света.
Практика. Решение качественных физических задач. Творческая работа в группе «Мы летим на Марс». Обсуждение в группе. Мини- викторина «Наш Гагарин».
Тема 4.3. Кто как слышит
Теория. Ультразвуки, инфразвуки и радиоволны. Звуковые облака и воздушное эхо. Явление Доплера. Скорость звука и ее изменения. Слуховые обманы.
Практика. Игры «Кто как слышит», «Ультразвуки на службе техники», «Со скоростью звука». Расчёт скорости приближения грозы. Тест.
Тема 4.4. «Вечные» двигатели
Теория. Вечный двигатель- мечты и иллюзии. Механический «вечный» двигатель и Пётр Великий. Магнитный «вечный двигатель». Почти вечный двигатель.
Практика. Игра «Суд над шарлатанством», викторина «Вечные двигатели и достижения современной науки».
Тема 4.5. «Сверхчеловек» и задачи биологии
Теория. Задачи современной биологии- борьба с болезнями и увеличение продолжительности жизни. Что такое «сверхчеловек» с точки зрения биологической науки, возможен ли «апгрейд» человека.
Практика. Групповая творческая работа «Создадим портрет человека будущего».
Тема 4.6. Прав ли Эйнштейн?
Теория. Релятивистская теория и достижения современной науки. Предел скоростей- скорость света?
Практика. Просмотр фильма «The incredible Universe», групповое обсуждение.
Тема 4.7. Оптические иллюзии
Теория. «Чудеса теней», стереоскопическое зрение. Смотрим через цветные очки. Обманы зрения и зрение при быстром движении. Превращение окраски предметов. Увеличительные стёкла и микроскоп.
Практика. Групповая работа с оптическими иллюзиями, использование стереоскопа. Игра с калейдоскопом.
Тема 4.8. Прошлое и будущее нефти и газа
Теория. Углеводороды и гипотезы об их происхождении. История нефтегазодобычи. Использование нефти и газа в древности и в современном мире. Будущие перспективы нефтегазовой промышленности.
Практика. Тест. Самостоятельная работа «Что могут нефть и газ?»
Тема 4.9. На стыке наук
Теория. Геофизика и геохимия, биохимия и палеоботаника- что это за науки?
Практика. Тест «Кем я хочу стать в будущем?» и обсуждение его результатов в группе. Обсуждение перспектив научных исследований.
Тема 4.10. «Неделимый» атом
Практика. Решение качественных задач физики. Игра «Разговор с древним ученым». Викторина «Наш мир».
Раздел 5. Задачи, развивающие внимание, аналитику и способность работать в команде
Тема 5.1. Задачи на поиск закономерности
Теория. Задачи на поиск числовой закономерности. Задачи на поиск природной закономерности.
Практика. Практическое решение задач. Применение различных способов решения.
Тема 5.2. Эксперимент в группе
Теория. Эксперименты, проводимые в группе с последующим их обсуждением: эксперимент с растворением № жидкостях, эксперимент с окрашиванием живых тканей растений, эксперимент с замерзанием жидкостей.
Практика. Способы объяснения результатов экспериментов, выводы. Применение различных способов решения. Игра «Измени условия эксперимента».
Тема 5.3. «Суд» над силами природы
Теория. Сила гравитации и Архимедова сила. Сила трения и сила инерции.
Практика. Групповая игра «Суд» над силами природы». Исчезновение силы трения и результаты подобных событий, тест.
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика. Естественнонаучная викторина.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля
- Входной контроль: проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы. Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования.
- Текущий контроль: отслеживание активности обучающихся в решении практических задач.
- Итоговый контроль: проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы. Математическая викторина.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Уровни освоения Программы |
Результат |
Высокий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний. |
Средний уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний требует незначительной доработки. |
Низкий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. |
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы.
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.
Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор или мультимедийная доска.
Методические особенности (механизм) реализации Программы
Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная Программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиНу 2.4.4.3172-14).
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).
Список литературы,
используемой при написании программы
- Перельман Я. И. «Занимательные науки», М., Астрель, 2007.
- Беккер Хелейн. «Звероботы. Потрясающие роботы, придуманные природой».М., Пешком в историю, 2018.
- Элен Ражкак, Дамьен Лавердан. «Живой мир под микроскопом». М., Манн, Иванов и Фербер, 2019.
- Deborah Kespert. “Genius! (The most astonishing inventions of all time).Thames and Hudson, London, 2017
Список литературы для педагога
- Перельман Я. И. «Занимательная физика»,М., Астрель, 2007.
- Сухин И.Г., «Занимательные материалы»М., Вако, 2004.
- Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1999.
- Холодова О.А. Юным умницам и умникам. Курс развития познавательных способностей / О.А. Холодова. – М.: РОСТкнига, 2005
- Davies Nicola “Tiny (the invisible world of microbes). Thames and Hudson, London, 2018
- Winston, Robert “Home lab. Exciting experiments for budding scientists. Boston, 2017.Захарова О.А. Математика. 1 класс [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 1 / О.А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига, 2011.
Список литературы для родителей и школьников
- Перельман И. Живая математика [Текст] / И. Перельман. — М.: Триада- литера, 1994.
- Winston Robert “What’s inside?” Boston, U-press, 2007
- Walkman Dominic and Newman Bell, “Atomic adventure”,New-Yourk, Flying eye books, 2017.
- Tatarsky Daniel, Cool science tricks.London, Potici, 2018
Электронные образовательные ресурсы
- Российская страница международного математического конкурса
«Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. (Дата обращения: 28.08.2018).
- Клуб учителей начальной школы «4 ступени»: [Электронный ресурс]. URL: http://4stupeni.ru/stady. (Дата обращения: 28.08.2018).
- ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL: http://puzzle-ru.blogspot.com. (Дата обращения: 28.08.2018).
- 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522740/. (Дата обращения: 28.08.2018).
- 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313993/. (Дата обращения: 28.08.2018).
- Коллекция: Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL: http://trick.fome.ru/main-5.html. (Дата обращения: 28.08.2018).