Система Orphus
  Сайт второшкольников
Написать
письмо

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Наука на английском»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Наука на английском» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет естественнонаучную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Актуальность Программы

Развитие интеллектуальных способностей – одна из составляющих общего развития младших школьников. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие аналитических способностей, логического мышления и научного воображения учащихся, навыков исследования, формирование элементов и алгоритмической грамотности.

Данная Программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами науки, выходящими за рамки школьной программы, расширить представление о современной науке и изучении естественнонаучных предметов в англоязычных странах.  Решение  и обсуждение на английском языке качественных научных задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес у детей к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Педагогическая целесообразность Программы

Обучение по данной Программе вызывает интерес учащихся к физике, химии, геологии, английскому языку, способствует развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики, правильному применению научной и математической терминологии, в том числе на английском языке.  Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к науке и английскому языку. 

Отличительные особенности Программы

Содержание Программы соответствует познавательным возможностям обучающихся данной возрастной категории и позволяет им работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Обучение не только началам естествознания, но и английскому языку- ведущая идея Программы, направленная на усиление общекультурного звучания естественнонаучного образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание Программы ориентировано на формирование у обучающихся умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, логику, научиться научно мыслить и выражать свои мысли на английском языке. 

Цель и задачи Программы

Цель Программы: прививать интерес к занятиям  наукой и английскому через успешное решение и обсуждение задач повышенной трудности, формировать основы логического мышления, пространственного воображения.

Задачи Программы:

 Обучающие:

  • обучать основным приемам решения качественных физических и химических задач;
  • формировать навыки грамотной речи, в том числе на английском языке;
  • обучать правильному применению научной терминологии;
  • обобщать опыт применения полученной информации;
  • обучать основам постановки научного эксперимента.

 Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • воспитывать ценностное отношение к знаниям, интерес к изучаемому предмету;
  • воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели.

 Развивающие:

  • развивать речь - родную и английскую, применять терминологию для описания объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях;
  • развивать потребности узнавать новое, стремиться использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни;
  • развивать мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать знания и, таким образом, обогащать исследовательский опыт.

Категория обучающихся

Программа предназначена для детей 10 11 лет с повышенной мотивацией к естественнонаучным предметам и английскому языку. 

Срок реализации Программы

Программа рассчитана на 7 месяцев обучения, 40,5часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество детей в группе – 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа.

Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы

обучающиеся будут знать:

  • Научные термины на английском языке;
  • способы решения качественных научных задач;
  • Методы логического размышления;
  • основные принципы научнойработы;

обучающиеся будут уметь:

  • Определять наиболее эффективные способы решения задач;
  • решать текстовые задачи повышенной трудности;
  • Понимать английскую речь в объеме, необходимом для решения задач;
  • выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре;
  • исследовать, распознавать и изучать явления природы;
  • работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами;
  • представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • самостоятельно принимать решения;

обучающиеся будут владеть:

  • основами логического мышления, пространственного воображения и научной речи, в том числе на английском языке;
  • начальным опытом применения научных и общекультурных  знаний для решения познавательных и практических задач;

у обучающихся будут развиваться:

  • коммуникативные навыки;
  • самодисциплина;

-    навыки работы в команде.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

 

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, тест

1,5

1

0,5

Педагогическое

наблюдение

2.

Что изучают ученые

12

6

6

 

2.1.

Вопросы науки

1,5

1

0,5

Решение качественных задач

2.2.

История науки

1,5

0,5

1

Игра

2.3.

Научный эксперимент, химия

1,5

0,5

1

Эксперименты

2.4.

Исаак Ньютон

1,5

0,5

1

Педагогическое наблюдение

2.5.

Законы Ньютона

1,5

1

0,5

Викторина

2.6.

Всемирное тяготение- путешествие на Марс

1,5

0,5

1

Решение

практических задач

2.7.

Сила трения-за и против

1,5

1

0,5

Тест

2.8.

Волшебство силы инерции

1,5

1

0,5

Творческая работа

3.

Открытия Архимеда

6

3

3

 

3.1.

Интеллектуальная разминка

1,5

1

0,5

Научная игра

3.2.

Золотая корона

1,5

0,5

1

Решение практических задач

3.3.

Что тяжелее

1,5

1

0,5

Практическая

работа

3.4.

Водолазы и  ватерлиния

1,5

0,5

1

Практическая

работа

4.

Интересные задачи науки

15

7,5

7,5

 

4.1.

Что внутри Земли?

1,5

1

0,5

Педагогическое наблюдение

4.2.

Как летают ракеты. Скорость света

1,5

1

0,5

Творческая работа

4.3.

Кто как слышит

1,5

1

0,5

Тестирование

4.4.

«Вечные» двигатели

1,5

0,5

1

Решение

практических задач

4.5.

«Сверхчеловек» и задачи биологии

1,5

1

0,5

Практическая

работа

4.6.

Прав ли Эйнштейн?

1,5

0,5

1

Практическая

работа

4.7.

Оптические иллюзии

1,5

0,5

1

Эксперименты

4.8.

Прошлое и будущее нефти и газа

1,5

0,5

1

Практическая

работа

4.9.

На стыке наук

1,5

1

0,5

Тестирование

4.10.

«Неделимый» атом

1,5

0,5

1

Решение задач

5.

Задачи,развивающие внимание, аналитику и способность работать в команде

4,5

2

2,5

Решение

практических задач

5.1.

Задачи на поиск закономерности

1,5

1

0,5

Решение

практических задач

5.2.

Эксперимент в группе

1,5

0,5

1

Решение

практических задач

5.3.

»Суд» над силами природы

1,5

0,5

1

Игра

6.

Итоговое занятие

1,5

0,5

1

Викторина

 

Итого

40,5

20

20,5

 

 

Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности: Наука и жизнь- рассуждения о значении наукив жизни людей и общества. Вводный тест. 

Раздел 2. Что изучают ученые

Тема 2.1. Вопросы науки

Теория. Основные проблемы сегодняшней науки

Практика. Решение практических задач.

Тема 2.2. История науки

Теория. Величайшие открытия и изобретения человечества от колеса до компьютерной техники. Истории великих ученых древности. 

Практика. Тест «Угадай ученого», игра «Знакомьтесь, Архимед».

Тема 2.3. Научный эксперимент, химия.

Теория. Роль химии в жизни. Химическая реакция. Презентации: делаем газировку сами. 

 

Практика. Обсуждаем результаты эксперимента. Решение практических задач. Игра «Юный химик». 

Тема 2.4. Исаак Ньютон

Теория. История жизни Ньютона. Основные открытия. Механика и оптика. 

Практика. Эксперименты с линзами. Радуга в стакане воды. Игра «Поездка на старом автобусе»

Тема 2.5. Законы Ньютона

Теория. Законы Ньютона- основные законы механики. Опыты Галилея. Кто лучше прыгает и летает. 

Практика. Проведение опыта Галилея с шарами. Викторина- что мы знаем о Ньютоне и основных законах механики.

Тема 2.6. Всемирное тяготение- путешествие на Марс

Теория. Закон Всемирного тяготения. Притяжение Земли и Солнца. Гравитация и ее влияние на жизнь человека. 

Практика.  Вычисляем вес человека на Марсе и Юпитере. Как преодолеть притяжение Земли. Тест. 

Тема 2.7. Сила трения: за и против

Практика. Тест на знания о силе трения. Игра «Если бы сила трения исчезла на Земле». Использование свойств  силы трения в повседневной жизни. Торможение и скольжение.

Тема 2.8. Волшебство силы инерции

Теория.  Сила инерции в быту. Что значит «преодолеть инерцию»? Загадка железнодорожного вагона.

Практика. Решение качественных физических задач с использованием знаний о действии силы инерции.

Раздел 3. Открытия Архимеда

Тема 3.1. Интеллектуальная разминка

Теория. Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов, интересных загадок на естественнонаучные темы. 

Практика. Решение кроссвордов, ответ на вопросы «Почему  зимой реки не промерзают до дна?», «Почему самое большое животное Земли живет в воде?

Тема 3.2. Золотая корона

Практика. Игры: «По закону Архимеда», «Где легче плавать?», викторина на знание закона Архимеда. Решение качественных задач на основе закона Архимеда в жидкостях и газах. 

Тема 3.3. Что тяжелее

Теория. Вес предметов в различных обстоятельствах. Взвешивание под водой. Действие  закона Архимеда в газах.

Практика. Решение качественных физических задач на действие закона Архимеда в жидкостях и газах. 

Тема 3.4. Водолазы и ватерлиния

Теория. Перевозки грузов морскими и речными судами. Ватерлиния. Почему железный корабль не тонет?

Практика. Решение качественных физических задач. Игра «Пираты Карибского моря».

Раздел 4. Интересные задачи науки

Тема 4.1. Что внутри Земли

Теория. Земля- наша родная планета. Геоид. Оболочка, мантия, ядро Земли. Бурение скважин и другие способы исследования. Достижения Российской науки. 

Практика. Обсуждение в группе задач, стоящих перед исследователями Земли и пользователями недр нашей планеты. 

Тема 4.2. Как летают ракеты. Скорость света

Теория. Самолеты, ракеты, реактивные двигатели. Предельно возможные скорости движения и скорость света.

Практика. Решение качественных физических задач. Творческая работа в группе «Мы летим на Марс». Обсуждение в группе. Мини- викторина «Наш Гагарин».

Тема 4.3. Кто как слышит

Теория. Ультразвуки, инфразвуки и радиоволны. Звуковые облака и воздушное эхо. Явление Доплера. Скорость звука и ее изменения. Слуховые обманы.

Практика. Игры «Кто как слышит», «Ультразвуки на службе техники», «Со скоростью звука». Расчёт скорости приближения грозы. Тест.

Тема 4.4. «Вечные» двигатели

Теория. Вечный двигатель- мечты и иллюзии. Механический «вечный» двигатель и Пётр Великий. Магнитный «вечный двигатель». Почти вечный двигатель.

Практика. Игра «Суд над шарлатанством», викторина «Вечные двигатели и достижения современной науки».

Тема 4.5. «Сверхчеловек» и задачи биологии

Теория. Задачи современной биологии- борьба с болезнями и увеличение продолжительности жизни. Что такое «сверхчеловек» с точки зрения биологической науки, возможен ли «апгрейд» человека.

Практика. Групповая творческая работа «Создадим портрет человека будущего».

Тема 4.6. Прав ли Эйнштейн?

Теория. Релятивистская теория и достижения современной науки. Предел скоростей- скорость света? 

Практика. Просмотр фильма «The incredible Universe», групповое обсуждение.

Тема 4.7. Оптические иллюзии

Теория. «Чудеса теней», стереоскопическое зрение. Смотрим через цветные очки. Обманы зрения и зрение при быстром движении. Превращение окраски предметов. Увеличительные стёкла и микроскоп.

Практика. Групповая работа с оптическими иллюзиями, использование стереоскопа. Игра с калейдоскопом.

Тема 4.8. Прошлое и будущее нефти и газа

Теория. Углеводороды и гипотезы об их происхождении. История нефтегазодобычи. Использование нефти и газа в древности и в современном мире. Будущие перспективы нефтегазовой промышленности.

Практика. Тест. Самостоятельная работа «Что могут нефть и газ?»

Тема 4.9. На стыке наук

Теория. Геофизика и геохимия, биохимия и палеоботаника- что это за науки?

Практика. Тест «Кем я хочу стать в будущем?» и обсуждение его результатов в группе. Обсуждение перспектив научных исследований. 

Тема 4.10. «Неделимый» атом

Практика. Решение качественных задач физики. Игра «Разговор с древним ученым». Викторина «Наш  мир». 

Раздел 5. Задачи, развивающие внимание, аналитику и способность работать в команде

Тема 5.1. Задачи на поиск закономерности

Теория. Задачи на поиск числовой закономерности. Задачи на поиск природной закономерности.

Практика. Практическое решение задач. Применение различных способов решения. 

Тема 5.2. Эксперимент в группе

Теория. Эксперименты, проводимые в группе с последующим их обсуждением: эксперимент с растворением № жидкостях, эксперимент с окрашиванием живых тканей растений, эксперимент с замерзанием жидкостей. 

Практика. Способы объяснения результатов экспериментов, выводы. Применение различных способов решения. Игра «Измени условия эксперимента». 

Тема 5.3. «Суд» над силами природы

Теория. Сила гравитации и Архимедова сила. Сила трения и сила инерции.

Практика. Групповая игра «Суд» над силами природы». Исчезновение силы трения и результаты подобных событий, тест.

Раздел 6. Итоговое занятие

Практика. Естественнонаучная викторина.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды контроля

  • Входной контроль: проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы. Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования.
  • Текущий контроль: отслеживание активности обучающихся в решении практических задач.
  • Итоговый контроль: проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы. Математическая викторина.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

 

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. Показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний требует незначительной доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям.



ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам Программы.

В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по Программе должны осуществляться в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Для успешной реализации Программы необходимо материально- техническое обеспечение: персональный компьютер, принтер и мультимедийный проектор или мультимедийная доска.

Методические особенности (механизм) реализации Программы

Методическое обеспечение Программы включает в себя дидактические принципы и методы.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная Программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
  3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
  5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиНу 2.4.4.3172-14).
  6. Приказ   Департамента   образования    города    Москвы    №    922    от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. №2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30).

Список литературы,

используемой при написании программы

  1. Перельман Я. И. «Занимательные науки», М., Астрель, 2007.
  2.  Беккер Хелейн. «Звероботы. Потрясающие роботы, придуманные природой».М., Пешком в историю, 2018.
  3. Элен Ражкак, Дамьен Лавердан. «Живой мир под микроскопом».  М., Манн, Иванов и Фербер, 2019.
  4. Deborah Kespert. “Genius! (The most astonishing inventions of all time).Thames and Hudson, London, 2017

Список литературы для педагога

  1. Перельман Я. И. «Занимательная физика»,М., Астрель, 2007.
  2. Сухин И.Г., «Занимательные материалы»М., Вако, 2004.
  3. Игры со спичками:  Задачи  и  развлечения  /  сост.  А.Т.  Улицкий,  Л.А. Улицкий. — Минск: Фирма «Вуал», 1999.
  4. Холодова О.А. Юным умницам и умникам. Курс развития познавательных способностей / О.А. Холодова. – М.: РОСТкнига, 2005
  5. Davies Nicola “Tiny (the invisible world of microbes). Thames and Hudson, London, 2018
  6. Winston, Robert “Home lab. Exciting experiments for budding scientists. Boston, 2017.Захарова О.А. Математика. 1 класс [Текст]: тетрадь для самостоятельных работ № 1 / О.А. Захарова, Е. П. Юдина. – М.: Академкнига, 2011.                                   

Список литературы для родителей и школьников

  1. Перельман И. Живая математика [Текст] / И. Перельман. — М.: Триада- литера, 1994.
  2. Winston Robert “What’s inside?” Boston, U-press, 2007
  3. Walkman Dominic and Newman Bell, “Atomic adventure”,New-Yourk, Flying eye books, 2017.
  4. Tatarsky Daniel, Cool science tricks.London, Potici, 2018

Электронные образовательные ресурсы

  1. Российская страница международного математического конкурса

«Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. (Дата обращения: 28.08.2018).

  1. Клуб учителей начальной школы «4 ступени»: [Электронный ресурс]. URL: http://4stupeni.ru/stady. (Дата обращения: 28.08.2018).
  2. ГоловоЛомка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL: http://puzzle-ru.blogspot.com. (Дата обращения: 28.08.2018).
  3. 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522740/. (Дата обращения: 28.08.2018).
  4. 1 сентября. Открытый урок. Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313993/. (Дата обращения: 28.08.2018).
  5. Коллекция: Математические фокусы: [Электронный ресурс]. URL: http://trick.fome.ru/main-5.html. (Дата обращения: 28.08.2018).