Газета «ПРАВДА», 1961 год
РОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ
Под окнами школы доцветают яблони. Саду нет еще и четырех лет, но деревья уже подняли ветви над узорчатой бетонной изгородью. Когда школа достраивалась, люди нередко останавливались возле нее и внимательно всматривались в безжизненный камень. Рядом возводились еще три школьных здания.
И вот прошло 4 года. На Ленинском проспекте столицы вырос новый архитектурный ансамбль – школьный городок. Всё здесь ново и рационально. Никогда не было раньше на одной площадке сразу четырех школ, никогда не было у школ такого учебного предприятия – межшкольных производственных мастерских.
Двухэтажное здание мастерских разместилось на одном участке с учебными корпусами. Это своеобразный завод – с цехами по металлу и дереву, со станками и электросиловыми щитами. Здесь учат ребят инженеры, техники, практики производства. Межшкольные мастерские полны света.
На обочине школьных садов – свой стадион, плавательный бассейн. Отзвенит по речным берегам пионерское лето, залютуют холода, но и в стужу не умолкнут детские голоса на водных дорожках. Плавательный бассейн – гордость школьников.
На Ленинском проспекте – рядовые московские школы: № 2, № 4, № 22, № 672. Школы обычные и вместе с тем необычные. В школе № 4, например, преподавание ведется преимущественно на английском языке. Школа № 2 – с математической специализацией. Здесь. Предпочтение отдается точным наукам: физике, техническим дисциплинам. Есть свои особенности и у соседних школ. Неизменна для них лишь обязательная общеобразовательная программа.
В соседних школах десятиклассники сдают экзамены, а в школе № 2 экзаменуются семиклассники. У десятиклассников экзаменов нет, ребята продолжают учебу, потому что это средняя школа второй ступени, одиннадцатилетка. В настоящее время в ней 4 девятых и 3 десятых класса. Со временем средних классов тут не будет, а станет по 8 девятых, десятых и одиннадцатых классов. На пополнение придут выпускники других московских школ.
– Наберёте столько старшеклассников в вашу школу? – спрашиваем мы у директора В. Ф. Овчинникова.
– Конечно! – улыбается он, – Уже сейчас все места заняты. Ведь без математики сегодня не обходится ни одна наука. Без нее нет ни техники, ни экономики.
Неспроста, – оказывается, школе № 2 определен физико-математический профиль. Школьный городок вырос напротив академического городка, поблизости от Института точной механики и: вычислительной техники Академии наук СССР. Между школой и Институтом установились прочные живые связи. Такое содружество горячо поддержали райком партии, коммунисты научного вычислительного центра.
И вот обычная детская школа превратилась в своеобразный филиал академического института, учащиеся имеют возможность знакомиться здесь со многими научными достижениями. Своим трудом ребята помогают исследователям создавать новые вычислительные машины – готовят отдельные электронные узлы. Институт доверил школьникам точнейшие приборы и выделил для ведения производственной практики десять инженеров и техников.
Переданное старшеклассникам оборудование институт содержит на своем балансе, а выполненную школьниками работу оплачивает в строгом соответствии с действующими расценками. И ребята гордятся оказанным им доверием. Они берегут приборы, инструменты, полупроводники и радиолампы, дорожат каждым сантиметром посеребрённого провода.
Девятиклассники не делают ответственные узлы – они лишь учатся собирать «магнитную память», овладевают схемами, осмысливают назначение и принципы действия полупроводников. Десятиклассники уже имеют производственные разряды. Пока это невысокие разряды, но в следующем году те же ребята будут самостоятельно собирать по заданию института действующую электронно-вычислительную машину.
В школьной лаборатории магнитных элементов практикой учащихся руководит А. А. Фролова, коммунистка, инженер института. В прошлом комсомолка, она обеспечивала в годы войны радиосвязь на флоте. На ее глазах рождались новые советские электронно-счетные машины.
– Помню, – рассказывает A. A. Фролова школьникам, – когда одна из этих по заданной программе впервые заработала и спела популярную песенку, все мы были безмерно счастливы...
Школа распахнула своим питомцам дверь в чудесный мир науки, познакомила ребят с удивительными «разумными» машинами.
Не случайно за рубежом проявляют большой интерес к нашей системе школьного обучения. Школу № 2 посетили многие зарубежные педагоги.
Два раза в неделю у школьников практические занятия, после четырехчасовой работы – два часа теории. Это не просто уроки, – это увлекательные беседы, которые проводят инженеры и ученые. Академик С. А. Лебедев, директор Института точной механики и вычислительной техники, не раз подчеркивал, как важно, чтобы учащиеся творчески относились к своей практической работе. Начальник конструкторского бюро института О. П. Васильев внимательно следит за теоретическими занятиями, привлекает к чтению лекций и школе видных советских ученых. И не случайно, что теперь, услышав об очередной лекции ученых, в школу № 2 спешат старшеклассники многих школ района.
Высоко поднялся над Юго-Западным районом столицы дворец науки – Московский университет. Пройдет год – два, и в его аудиториях, может быть, займут места и многие из тех, кто начал свой путь в науку в школьном городке на Ленинском проспекте. Мечта рождается в труде, в общении жизнью. Такая мечта не может не осуществиться!
В. Новосел