18.11.2010
18 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Алексеевича Прокофьева, учёного-химика, профессора МГУ, Академика АПН, первого министра Просвещения СССР. В 1966 г. он создал Министерство просвещения СССР, которым руководил около двадцати лет (до 1984 г.). "Учительская газета" приводит ряд занятных воспоминаний о нём в статье "Прокофьев - это эпоха. В науке, в образовании, в жизни..."
Приведём ещё одну цитату из работы «200 лет журналу "Народное образование"».
"Михаил Алексеевич Прокофьев -
один из самых заслуженных министров просвещения за двухсотлетнюю
историю российского правительства. Именно на это время в нашей стране
пришелся переход ко всеобщему среднему образованию, занявший первые
десять лет работы Прокофьева в правительстве. В шестидесятые годы Михаил
Алексеевич ратовал за дифференцированный подход к вопросам обучения. По
предложению Прокофьева, во многие школы внедряли специализацию, как
тогда говорили, "уклоны". (Как это близко и понятно второшкольникам!)
В связи с юбилеем Михаила Алексеевича приведём и выдержку из 27 выпуска "Хроники текущих событий" (15 октября 1972 года). Обратим внимание на окончание статьи и поблагодарим министра за попытку спасти нашу школу!
КОНЕЦ ВТОРОЙ ШКОЛЫ
К 1 сентября 1972 года фактически прекратила свое
существование московская физико-математическая школа N 2,
бывшая прежде одной из самых популярных в городе.
На протяжении 8 лет учителя школы работали по
экспериментальной программе, давая детям, наделенным заметными
способностями к математике, повышенные знания в области
физико-математических дисциплин. Сверх обычных классных
занятий ученики посещали лекции университетских профессоров и
специальные семинары, руководимые аспирантами и студентами
старших курсов МГУ. Видные ученые-математики, физики,
психологи - безвозмездно работали со школьниками, одновременно
решая ряд вопросов, связанных с проблемой форсированного
развития учащихся. Дело, однако, не сводилось ни к
эксперименту, ни к узкой специализации.
Руководители школы, заботясь о всестороннем развитии
ребят, стремились доверить преподавание всех предметов
наиболее сведущим, чутким к запросам ребят педагогам. В
результате школа приобрела широкую известность. Количество
заявлений о приеме росло из года в год, превышая наличные
вакансии в три-четыре раза. Ученики ездили в школу из самых
отдаленных районов Москвы, а некоторые из пригородов. Учеников
школы стали отличать в вузах. Но не только по признаку их
высокой физико-математической подготовки, а по любви к
литературе, по остроте интереса к общественным проблемам, по
характеру вопросов, задаваемых преподавателям идеологических
дисциплин, по привычке не принимать на веру недоказанное.
Сведения о "духе" школы N 2 постепенно скапливались в
кабинетах ответственных лиц вплоть до начала 1971 года, когда
бывший учитель школы И.Х.СИВАШИНСКИЙ подал заявление о выезде
в Израиль, а его дочь - десятиклассница - о выходе из
комсомола. С этого момента партийные власти района и города
стали готовить практические шаги.
Около 4 месяцев (с марта по июнь) школу обследовали
десятки инспекторов. Старательно выискивались упущения. При
составлении сводного акта проверки главные причины
недовольства школой - причины идеологические - были спрятаны.
За ширмой самых обычных "недочетов руководства", имевших или
якобы имевших место в школе N 2, уволили директора и трех его
помощников. В знак протеста школу покинуло несколько учителей.
Профессорские лекции постепенно сошли на нет. Ученики из
отдаленных районов перешли в обычные школы. Но еще оставались
в школе учителя, мешавшие проведению нового курса. И в феврале
1972 года начался новый этап чистки. Школу вновь наводнили
группы инспекторов. В центре их внимания оказались еще не
выжитые историки и словесники старого состава. В результате
все историки (кроме одного, работавшего лишь год при старой
администрации) и все словесники принуждены были оставить
школу.
К сентябрю 1972 года число поступающих в школу N 2 резко
сократилось. Появились открытые вакансии. Просвещенческие
власти взяли на себя заботу о вербовке учеников. Кандидатов на
освободившиеся учительские места стал утверждать райком.
Многих приходилось агитировать. Агитация часто подкреплялась
обещанием новых квартир. Есть сведения, что участников
обследования школы N 2 и составителей протоколов уже поощряют
(в частности, заграничными командировками). Действиями по
ликвидации "элитарной" школы персонально руководили: ЯГОДКИН -
один из секретарей МГК КПСС, ПЕРОВА - завотделом школ МГК
КПСС, АРХИПОВА - первый секретарь Октябрьского райкома КПСС,
ЦВЕТКОВА - завотделом Октябрьского РОНО*, АГЕЕВА -
учительница. В процессе ликвидации школы за нее пытались
вступиться (в форме частных просьб) многие влиятельные лица,
включая министра просвещения СССР ПРОКОФЬЕВА, но все оказалось
тщетным.
__________
* - Районный отдел народного образования.