Система Orphus
  Сайт второшкольников
Написать
письмо

ЗАПИСКИ БЫВАЛОГО РОДИТЕЛЯ-ВТОРОШКОЛЬНИКА

Вместо введения.
     Одной из сильных сторон советской власти во второй половине ее существования была стройная система естественнонаучного образования, позволявшая ей держаться на плаву. Жемчужиной этой системы были специализированные школы, ныне называемые лицеями и гимназиями. Вторая школа – сначала без кавычек – с момента своего образования находилась на самой вершине пирамиды школьного образования. В ней уже выросло два поколения учеников, на подходе третье.
     Поэтому вполне логичным выглядит решение родителей отправить своих детей учиться во «Вторую школу». Практически в каждом классе есть семейные династии второшкольников. Но все-таки основной аудиторией читателей этих записок я вижу не их. Их выбор уже сделан. Целевой аудиторией я вижу родителей, которые ещё не представляют себе, с чем им предстоит столкнуться

Зачем учиться во «Второй школе»?
     Это не праздный вопрос. Далеко не каждый ребенок способен к обучению в спецшколе высокого уровня – в особенности во «Второй». Поэтому родители должны чётко понимать, что их амбиции следует отодвинуть на задний план; главное – действовать в интересах ребёнка. Может, эта мысль звучит банально, но почему же тогда далеко не все понимают это? Выбор школы не должен делаться лишь по родительским прихотям.
     Немного забегая вперед, я поясню внутренний механизм обучения в спецшколах. В результате конкурсного отбора, проводимого педагогами, формируется класс. Дети там очень непростые, с уровнем развития, как правило, выше среднего. Потом в процессе учебы происходит постепенное увеличение нагрузки до предельно возможного уровня, до высшей планки. В каждом классе этот уровень свой. Ребёнок, попадая в такую среду, обычно тоже начинает существенно больше работать, пока не достигает собственного предела. Именно тогда и наступает «момент истины» - выдержит или нет? Способен или всё же нет? Прогресс возможен за счет очень сильной мотивации, прежде всего внутренней. Выглядит это примерно так: я больше физически не могу учиться, а вот сосед по парте - не умнее и не работоспособнее меня – может, так разве я хуже его? В результате получается, что ученики постоянно подстегивают друг друга и самих себя. Объективным критерием этого является отрыв общего уровня учеников от среднего, увеличивающийся с течением времени. Я сам лично прошел через это, пусть и не во «второй школе», логику процесса испытал на себе.
     Так что, если вы не чувствуете в ребёнке стремления к учёбе – возможно, не стоит тратить свои и его силы. Если же он хочет учиться – вперёд!

На дальних подступах
     Начинать готовиться к поступлению во «Вторую школу» стоит заранее. Конечно, есть дети, которые могут поступить с ходу, но для подавляющего большинства необходима подготовка. Один из лучших способов готовиться – это посещать математические кружки (строго говоря, они для того и созданы, чтобы дать ученикам уровень знаний, необходимый для поступления в спецшколу). Самый, пожалуй, известный из них – это Малый Мехмат. Занятия на Малом Мехмате начинаются в октябре. Обычно примерно через месяц состав групп стабилизируется: те, кому это совсем не интересно, перестают посещать кружок. Если ребёнку нравится на кружке, то, возможно, стоит попробовать поступить во «Вторую».
     Самым тяжелым вступительным экзаменом считается устная математика. Малый Мехмат позволяет «разговорить» ребенка, там он учится понятно и логично излагать ход решения задачи. В результате на экзамене ему легче, он подвержен меньшему напряжению. Вступительное испытание покажется контрольным занятием на кружке.
     Можно до поступления также записаться в Вечернюю Многопрофильную Школу при «Второй». Занятия там ведут преподаватели и выпускники школы. Учёба в ВМШ поможет не только определиться, хочет ли ученик поступать во «Вторую» или нет, но и основательно подготовиться ко вступительным экзаменам.
     Другим ключевым моментом является Математический праздник. По форме проведения он копирует Городскую олимпиаду по математике. Если у ребенка возникло желание участвовать в этом мероприятии, а тем более, если он там что-то завоевал, то можно задуматься про «Вторую школу». Кстати, ведущие физматшколы относятся к победителям праздника как к своим будущим ученикам; за их головы идет нешуточная борьба.
     Если в течение предварительного этапа вас не испугали трудности, а тем более, если появились первые успехи, то добро пожаловать на вступительные экзамены

Поступление
     Несмотря на кажущуюся тяжеловесность и многоэтапность, вступительные экзамены логичны и удобны для поступающих. Во-первых, нет жестких дат. Заранее объявляется день начала экзаменов (как правило, последняя пятница перед весенними каникулами), а дальше каждый ученик-абитуриент проходит экзамены по индивидуальному графику.
     Первый экзамен – письменная математика. Здесь очень важен ход решения задачи, объяснения, выводы. Важно не только решить, но и объяснить, каким образом получен результат. Далеко не все шестиклассники обладают этим навыком. Чем более подробно и понятно изложен путь решения, тем выше балл. Не надо отчаиваться в случае неудовлетворительной оценки: один раз письменную работу дают переписать. Письменный экзамен задает некую минимальную планку уровня ученика, после преодоления которой начинается серьезный разговор.
     Вторым этапом поступления является устная математика. Здесь задачи сложнее и требования жестче. В ходе решения задач преподаватель смотрит на ребенка, на то, как он решает, как рассказывает, как ведёт себя под давлением. Не надо бояться коварных вопросов. Здесь уже определяется не нижняя, а верхняя планка ученика. Редко у кого устная математика завершается за один день. Это сложный экзамен, и часто приходится его пересдавать.
     После прохождения математического барьера следует экзамен по русскому языку. Не секрет, что очень многим математикам тяжело дается русский язык. Поэтому, если вы не уверены в том, что ваш ребёнок силен в грамматике, то лучше в течение всего шестого (или седьмого) класса уделять особое внимание диктантам и изложениям. Возможно, стоит периодически писать подобные работы дома или даже позаниматься на курсах в Вечерней Школе при Лицее.
     И, наконец, последнее испытание – информатика. У математиков с этим проблем, как правило, не возникает. Единственное, что надо сделать заранее – посетить необходимое количество пробных уроков по информатике во «Второй». На это необходимо заранее отвести какое-то время.
     Общий совет при прохождении экзаменов: не стоит перегружать ребенка. Помните, что измотанные дети, как правило, хорошо экзамены не сдают.

Учеба
     Главная цель школы – научить самостоятельно думать. Возможно, это звучит банально, но многие учителя во «Второй» действительно это умеют.
Необходимо быть готовыми к резкому падению успеваемости. «Тройка» здесь зачастую выше «пятерки» в обычной школе. Не пугайтесь плохих отметок у детей: зачастую даже уверенные в себе отличники, придя во «Вторую», поначалу «скатываются на тройки». Бояться этого не надо; но нельзя и опускать руки.
     Особенностью «Второй школы» является отсутствие дневников. Родители должны быть в курсе школьных дел своих детей. Нельзя пренебрегать родительскими собраниями, днями открытых дверей. Как можно чаще говорите со своими детьми. Им очень трудно учиться, причем не только поначалу. Практически у каждого школьника наступает некий кризисный момент, когда он просто перестает учиться. Надо быть к этому морально готовым. У некоторых детей это происходит рано – классе в шестом-седьмом, а некоторые заболевают этим в одиннадцатом. Здесь главное - не упустить время. Ученику «Второй» есть что терять. Я еще не встречал ни одного второшкольника, который бы добровольно покинул ее стены. Если вдруг вы заметили, что ребенок перестал прогрессировать, или ему хронически ничего не задают, или у него все каждый день просто замечательно, то это первый признак такого рода неблагополучия. И я бы посоветовал  Вам сходить в школу к классному руководителю. Специально выживать и выгонять вашего ребенка никто не будет. Принципом учителей, да и учеников является борьба до конца. Да, в школе бывают случаи исключения по причине неуспеваемости. Но поверьте, что каждый такой случай рассматривается как исключение, а не правило. Грубо говоря, ученик сам должен приложить немалые усилия для своего исключения. За те пять лет, что мой ребенок провел во «Второй школе», из их класса был исключен всего один человек. Не стоит бояться учебы, но относиться к ней как к легкой прогулке, опасно для дальнейшего пребывания в школе.

Внешкольная жизнь
     Особенностью школы является очень богатая внешкольная жизнь. Здесь и походы, и спортивные секции, и разного рода интеллектуальные соревнования типа матбоев, олимпиад и т.д., и т.п. Если вы чувствуете в себе силы и способны обогатить арсенал внешкольной работы, то ваша инициатива будет замечена. Как правило, в этой области нет жестких рамок, наложенных администрацией. В большинстве случаев инициатива исходит от родителей.

Окончание школы
     Очень важный жизненный этап любого человека – окончание школы. Чтобы не было ощущения ошибочности решения и попусту потраченных усилий, вы со своим чадом как минимум за год до окончания должны определиться с будущим вузом и специальностью. Бывает, что сделать это весьма непросто. У каждого вуза свои особенности. Есть учебные заведения, которые не подходят именно вашему ребёнку, хотя в них присутствует нужная специальность. Например, далеко не все выдерживают первые курсы обучения в физтехе. Я думаю, что обучение во «Второй школе» является неплохим тренингом для него. Не всем дана высокая степень абстракции, столь необходимая на мехмате МГУ. Вариантов много. Решать вам. Помните, что цена ошибки очень велика.

Выпускники
     Выпускников «Второй» сразу видно при близком общении. Они мыслят по-другому, предлагают очень нетривиальные решения. Подойдите к школе первого сентября. Там вы увидите таблички 12, 13, 14 … классов. Выпускников тянет к стенам родной школы. Они ведут занятия с шестиклассниками по вечерам, в немалой степени создают ту уникальную атмосферу совместного творчества, столь характерную для «Второй». В трудные времена на деньги спонсоров-выпускников школа смогла позволить себе покупку компьютерных классов. Добро не забывается.

        Андрей Юрьевич Оленин,
        отец выпускника 2005 года.

Опубликовано в журнале "Голос", N 9, осень 2009.