Система Orphus
  Сайт второшкольников
Написать
письмо
Как вырастить математика. Двоих. Нет, троих.
http://expert.ru/2016/05/5/kak-vyirastit-matematika/

Елена Николаева «Expert Online» 2016

Титула абсолютного победителя Всероссийской олимпиады школьников по математике добилась десятиклассница из московского лицея "Вторая школа" Мария Дмитриева, добавив его к «золоту» на V Европейской математической олимпиаде для девушек. После европейской Олимпиады «Эксперт» (№17-18) опубликовал интервью с народным учителем России директором Второй школы Владимиром Овчинниковым, а теперь разговор с мамой победительницы. Семья растит троих детей, и таланты раскрываются у всех, но как говорит мама - Елена Дмитриева, на первом месте в их раскрытии – работа.

 - Маша изначально была ребенком, у которого прекрасно получается всё. До шестого класса у неё чудесно шли языки. У нас была хорошая языковая гимназия. С 1-го класса – английский, со 2-го – французский. На углубленном уровне и то и другое.

- То есть вы сразу пошли в школу с огромной нагрузкой.

- Семейный приоритет – дети должны учиться, нужно трудиться. При этом важно то, как семья настраивает ребенка. Если родители и все окружение говорит о том, что у нас по-другому не бывает, мы все труженики, давай садись, давай работай. Учёба - правильное занятие. И изучения языком прекрасно тренирует память и развивает логику.

- Если у ребёнка хорошо получается всё, то как понять, в каком направлении углубляться? Как понять, в чём он талантлив? Это только решение родителей – «будешь математиком»?

- У нас папа кандидат физико-математических наук, заканчивал мехмат МГУ и аспирантуру мехмата, преподавал. Возможно, это повлияло на выбор, но вряд ли оказалось определяющим. Маша попробовала заниматься математикой и ей понравилось.

- Как в современном мире, с обилием информации, с гаджетами, соцсетями, компьютерными играми - не хочется мне употреблять слово «заставить», но как-то усадить детей за математику, за науки которые требуют усердия, постоянного труда?  

- Я, кстати, к гаджетам отношусь очень спокойно. Мне кажется, правильная постановка вопроса - это не запретить играть, а увлечь ребёнка чем-то интересным. Например, математикой. Математика – это невероятное приключение.

- Решение задач как хороший детектив?

 - Абсолютно, да, это детектив. Причем когда дети читают какие-то такие книги с загадками – они все их разгадывают в самом начале и влёт. То есть с ними даже неинтересно.  

- Находят убийцу?

 - Да! Легко раскрывают.

- Но для того чтобы увлечь маленького ребенка, мало просто дать ему что-то интересное. Компьютерные игры – это ведь тоже интересно.

- Важно поместить ребенка в правильную среду. Это  атмосфера в семье, разговоры, интересы. Мы стараемся находить математические праздники, интересные журналы, задачи. Сейчас много красочных детских изданий, «Квантик», например. Это специальные кружки.

- Фактически, маленький человек помещается в пространство, где его будут окружать люди с определёнными интересами и увлечениями?

- Да. Очень важно, чтобы ребёнка окружали талантливые педагоги и мотивированные сверстники. Это я считаю ключевым. Кружков много, они необычайно востребованы, в них очень сложно прорваться. Особенно для малышей. Малыши идут заниматься математикой. Я недавно посмотрела, что происходит с летними математическими лагерями - мест нет. Важно, чтобы были хорошие педагоги. В выборе, больше срабатывает «сарафанное радио». Потому что, так или иначе, складывается общность родителей. Мы перезваниваемся, рассказываем друг другу о том, что там открылось это, а тут это. Я вижу колоссальный спрос на хороших учителей математики. Не много мест, где они сконцентрированы. И конкурс в такие школы выше, чем на некоторые факультеты в МГУ.

- Как вы двигались к сегодняшним результатам?

- Начальная школа у Маши была прекрасная, но это раскачка для всех. В 6-м, стало понятно, что как вот говорит мой сын, скорость эскадры – это скорость движения самого тихоходного корабля – есть дети, которые движутся медленнее, и таких много. Маша стала первой, и ей стало очень скучно. Она выиграла несколько олимпиад, получила статус Ученика года. Однако заметно стали расходиться интересы с другими детьми: какие-то журналы, игры в телефонах, какие-то сериалы, о которых Маша не имела понятия. Она стала выпадать, просто стала выпадать, почувствовала себя в каком-то смысле «белой вороной».

- Упёрлись в своеобразный потолок.

- Мы поняли, что надо менять школу, образовательную траекторию. Привели её в вечернюю школу при лицее «Вторая школа». Она влюбилась в задачи, в педагога. Влюбилась в детей. Она поняла, что вот с этими детьми ей невероятно хочется учиться. И что нет ничего общего между ними и детьми, которые разговаривают о том, где купить пиво. Я встретила других родителей. Это были семьи совсем другого качества. И, это ребенка мотивировало поступать и работать в совершенно бешеном темпе. Нам пришлось забрать ее из старой школы, чтобы она смогла подготовиться и поступить. Мы не потеряли год, но она работала с утра до ночи. Маша говорила: «Мама, я хочу быть с Егором, с Пашей, я хочу учиться с ними». Ну вот, собственно, мы так и учимся с Егором и с Пашей, да.

- Сработала такая наглядная мотивация. Было понятно – куда, к чему и к кому идти.

- Да, она почувствовала там себя своей, и любимой, и интересной, и да, воспринимаемой. Эти дети говорят на одном языке. Они собираются и играют в интеллектуальные настольные игры. Они собираются и обсуждают какие-то интересные события, какие-то передачи.

- На международные олимпиады собираются десятки человек, команд из разных стран, которые уже лучшие из лучших, где тот узкий момент, в котором кто-то вырывается вперёд? Скорость подбора варианта решения? Скорость обработки данных?

 - Нужны годы, для того, чтобы освоить материал, годы для того, чтобы научиться с этим материалом уверенно себя чувствовать, и я думаю, что безусловно личные качества. Маша – настоящий боец. Быстрая и выносливая. Что такое стандартная олимпиада? Это два дня по пять часов, в которые они интенсивно думают, они не теряют не минуты. Так дети работают с 12 лет. И в решении задач нет готовых схем. Например, задачи, которые Маша решала в Буштени, не были сверхсложными, но, глядя на них, нельзя было однозначно сказать, с какой стороны к ним лучше подобраться.

Важно также умение качественно оформлять работу, логически четко прописать каждый этап. Прописать и рассмотреть все схемы, все возможные ветки алгоритма. Привести нужные примеры, сделать качественный чертеж.

- Если у Маши были варианты – то как развивались другие Ваши дети?

 - Сейчас сыну Ване 13 лет, он интересуется историей. Особенно военной историей. Любит читать мемуары. Спросила как-то: "Что подарить?", ответил: "подари мне протоколы допросов Колчака". Лучшему другу на День Рождения он подарил переписку Сталина, Черчилля и Рузвельта. Но, поскольку Маша погрузилась в мир математики, стала приносить домой интересные задачи, ездить на турниры, Ваня тоже стал этим интересоваться и я отвела его в математический кружок. Младшая тоже сейчас увлечена математикой, мечтает в следующем году поступить во 2-ю школу.

- Математика тоже многообразна – какой-то раздел больше, какой-то меньше нравится? Кто-то числами оперирует, кому-то близка логика.

- у Маши интересы уже определились – это комбинаторика и комбинаторная геометрия. Это сфера, где очень быстро надо рассмотреть самые разные варианты в самых разных направлениях, попытаться вот подумать. Ваня, сейчас учится в 7-м классе и пока просто всем наслаждается.

- Что дает математика самому человеку, на ваш взгляд, усиливает какие-то особенные личностные качества?

- Математика даёт смелость. Решая задачи, человек преодолевает себя и закаляется в этом процессе. Он перестает бояться трудностей. Мне кажется, что вот с точки зрения закаливания характера, это очень ценное занятие. Оно учит не только думать, оно учит не только просчитывать ходы, не только принимать нестандартные решения, но, собственно, воспитывает уверенность в себе. То есть человек знает, что он может это сделать. Маша говорит про себя: «Я математик, я это сделаю, я могу. У меня нет нерешаемых задач». Это касается всего. Они думают совсем по-другому. Они удивительно быстро соображают и принимают нестандартные решения и в любой жизненной ситуации.

- Как выражается интерес к материальным ценностям? Я как-то читала интервью математика Перельмана, где он сказал: «я умею управлять вселенной, зачем мне миллион».

- Потребности закрыты и, слава Богу. На всём остальном у нас как-то не принято концентрироваться.

 - После победы в олимпиадах – дороги в любой ВУЗ открыты. Куда пойдут дети, они уже знают? О чём они мечтают?

- Мы пока смотрим широко, но на ВУЗы с математическим профилем, другие Машу не интересуют. Хотя она попробовала сходить на региональный - всемосковский тур Всероссийской олимпиады по физике и стала финалистом. Попробовала заниматься экономикой и тоже стала победителем Москвы. Ей всё это показалось интересным, но пока всё же возвращается к теоретической математике.

- На стыке разных направлений рождаются неожиданные идеи. Например, известна история компании Samsung, инженеров которой как-то обязали получить образование в области искусств. И на этом стыке родились решения, которые вывели компанию в лидеры.

- Мы посмотрим, через год Маша пойдет на математический бакалавриат. Из него может вырасти все, что угодно. Можно пойти в «Экономика и финансы», биоинженерия сейчас – серьезная, быстро развивающаяся отрасль. И математика – это основной предмет, который там требуется. Многие Машины друзья, победители Всероса по математике, всерьез думают о факультете биоинженерии в МГУ, и МФТИ.

- За победителями таких конкурсов, в других странах, следят особо пристально. Многие международные компании любят хватать талантливых детей прямо со школьной скамьи.  

- У нас сейчас всё то же самое. Понятно, что в ВУЗ все дороги открыты, и экзамены не потребуются, но ведь есть и интереснейшие кафедры, например факультет «Яндекса» при Высшей школе экономики. Так поступают многие современные компании.

- За рубеж не смотрите?  

- На сегодняшний момент нет. Я знаю детей, которые уже сейчас собираются в западные ВУЗы. Мы нет. Ни для кого не секрет что у нас хорошие математики либо переквалифицировались, либо уехали. Мало людей, оставшихся в этой области. А они очень нужны. Вообще, мне кажется, у нас сейчас интересные события происходят, да и математическое образование в России очень сильное.

Достижения детей:

Дмитриева Мария, 16 лет

Золотая медаль V Европейской математической олимпиады для девушек. Серебряная медаль 14 Китайской математической олимпиады для девушек. Серебряная медаль 12 международной Жаутыковской олимпиады. Диплом I степени Белорусской олимпиады школьников. Призер Всероссийской олимпиады школьников по математике 2015 г. Диплом I степени LXXVIII Московской математической олимпиады. Специальная премия за решение сложной задачи по комбинаторике LXXIX Московской математической олимпиады. Дипломы I степени устной городской геометрической олимпиады 2015 и 2016 гг.

Дмитриев Иван, 13 лет

Похвальная грамота заключительного этапа математической олимпиады им.Леонарда Эйлера. Диплом I степени XXV турнира Архимеда. Диплом I степени XIV городской устной олимпиады для 6-7 классов. Диплом II степени личной олимпиады XLVI Уральского турнира юных математиков. Диплом II степени личной олимпиады XLV Уральского турнира юных математиков.

Анна Дмитриева, 10 лет

Диплом I степени математической олимпиады Лицея "Вторая школа" для четвертых классов. Диплом I спепени интернет-олимпиады по математике 2Х2. Победитель "Олимпиады Плюс". Диплом II степени математического конкурса "Осенний олимп".